Ahpub - Компьютер Шаг за Шагом

Программа кружка традиции кубанского казачества. Программа: традиционная культура кубанского казачества. Традиции казачьей семьи

Курс внеурочной деятельности казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

срок реализации программы – 4 года

возраст обучающихся 7-11 лет

составители программы:

учителя начальных классов

Семенова И.Л.

Качура С.В.

Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
  • приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
  • знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
  • формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

I. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;

Рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

Использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;

Показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

Работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

Отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

Излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

Описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

Оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

Осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

Реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

Высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

Понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

Осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

Воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;

Выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.

Создавать научные проекты на краеведческую тему.

Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • понимания значения культуры Кубанского казачества;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
  • представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

Умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты

Знать (понимать):

Основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

Изученные виды исторических источников.

Уметь:

Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.

На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

  1. Труд и быт.

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.

  1. Труд и быт.

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

4 год обучения

  1. Кубанские казаки.

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Всего, часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Введение

Познакомиться с целями и задачами курса «История и культура кубанского казачества»

Наши предки - казаки

Познакомиться с понятием «казак»

Казачья станица

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы

Уважение к старшим, старикам

Разработать свод правил обращения со старшими людьми

Обычай взаимопомощи

Познакомиться с обычаями взаимопомощи

Казачья семья

Выполнить проект на тему «Моя семья»

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат

Познакомиться с обычаями, связанными с рождение и детством казачат

Верный друг казака

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Как жили казаки

Хата казака

Экскурсия в музей

Быт казачьей семьи

Получить представление о быте казачьей семьи. Экскурсия в СКЦ (кабинет этнографии)

Обустройство жилища, домашняя утварь

Организовать выставку рисунков казачьей утвари

Труд казачьей семьи

Подготовить сообщение

Мастеровые руки

Получить представление о труде в казачьей семье

Дети-помощники

Формировать понятия об обязанностях детей в казачьих семьях

Казак без веры – не казак

Храм. Правила поведения в храме

Экскурсия в храм

Казачьи традиции

Познакомиться с казачьими православными традициями

Рождество Христово.

Светлое Христово Воскресенье

Подготовить сообщения о праздновании в семье

Как казаки на Кубань пришли

Познакомиться с заселением казаков на Кубани

Кубанское казачье войско

Атаман

Встреча с казаками-наставниками

Казачья служба

Казачьи заповеди

Казаки в годы Великой Отечественной войны

Подготовить сообщение

Кущёвская атака

Встреча с сотрудником музея

Дети в казачьей семье. Как казачат учили

Познакомиться с обучением казачат

Мы - казачата

Познакомиться с жизнью маленьких казачат в современном мире

Поведение и форма казачат

Разработать свод правил казачат

Семейные реликвии

Подготовить сообщение

Игры кубанских казачат

Познакомиться с казачьими играми

Казачьи пословицы

Изготовить книжку-малышку

2 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Нравственные ценности казаков: труд

Формировать представления о труде

Нравственные ценности казаков: правда

Формировать представления о правде

Нравственные ценности казаков: честь, Отечество

Формировать представления о чести, Отечестве

Казачьи заповеди

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Казачья станица

Традиции и обычаи кубанских казаков

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

Почитание гостя

Разработать свод правил гостеприимного обращения

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Двор

Получить представление о том, как жили казаки

Дом

Уклад казачьей семьи

Занятия казаков

Познакомиться с занятиями казаков

Казачья пища

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной

Храмы родного города

Экскурсия в храм

Казак в храме

Для чего приходят в православный храм

Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска

Подготовить сообщение

Святые, почитаемые среди казаков

Подготовить сообщение

Икона

Изготовление макета элементов кубанской хаты

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Казаки на рубежах Отечества

Познакомиться защитниками Кубани

Первые казачьи курени

Развивать познавательные процессы

Екатеринодар

Виртуальная экскурсия

Памятник казакам-переселенцам

Подготовить презентацию

Поминовение казаков-героев

Встреча с сотрудником музея

Наше казачье общество

Встреча с казаками-наставниками

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

Народное творчество для казачат

Познакомиться с народным творчеством. Экскурсия в библиотеку

Песни, сказки в моей семье

Изготовить книжку-малышку

Поговорки, предания в моей семье

Кубанская «балачка»

Песенная культура кубанских казаков

Собрать аудиподборку казачьих песен

Бандура - казачий музыкальный инструмент

Познакомиться с казачьими народными инструментами

3 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Народы Кубани.

Добрососедство

Привести примеры мирного сосуществования народов на Кубани

Нравственные качества кубанского казака

Познакомиться с казачьими заповедями

Сила духа и доблесть казаков

Познакомиться с военными подвигами казаков

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Уважение к женщине.

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

День матери-казачки

Подготовить сообщение

Казачий род

Подготовить презентацию

Моя родословная

Составление и защита проекта

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Казак-хозяин и труженик

Познакомиться с обязанностями казака-главы семьи

Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков

Получить представление о занятиях, ремёслах и промыслах кубанских казаков

Одежда казака.

Одежда казачки

Выполнить иллюстрацию

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Молитва

Познакомиться с казачьей молитвой

Православные храмы Кубани

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани

Войсковой храм

Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме

Войсковой священник

Познакомиться со службой войскового священника

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Переселение казаков на Кубань

Познакомиться с переселением казаков на Кубань

Лента времени

Составить ленту времени

Основные памятные даты

Подготовить презентацию

Героизм кубанских казаков

Виртуальная экскурсия

Встреча с казаками-наставниками

Отделы Кубанского казачьего войска

Встреча с казаками-наставниками

7.

Атаман кубанского казачьего войска

1

Встреча с казаками-наставниками

8.

Несение службы современными казаками

1

Встреча с казаками-наставниками

9.

Час Славы Кубани

1

Составление проекта и защита его

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Устное народное творчество кубанских казаков

1

Познакомиться с народным творчеством кубанских казаков

2.

Казачьи сказы, былички

1

Экскурсия в библиотеку. Изготовить книжку-малышку

3.

Говор кубанских казаков

1

Собрать аудиподборку кубанских сказаний

4.

Танцевальная культура кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина

1

Познакомиться с творчеством Ф.А.Щербины

1.

Территория проживания, язык, культура казаков

1

Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край

2

Казачьи войска России

1

Познакомиться с казачьими войсками России

3.

Казачьи заповеди

1

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

6

1.

Родители и дети

1

Подготовить сообщение

2.

Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

3.

Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

4.

Казачий курень

1

Познакомиться с казачьим куренём

5.

Казачий круг

1

Познакомиться с функциями казачьего круга

6.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

1

Познакомиться с календарными праздниками и обрядами Кубанского казачества

Раздел «Труд и быт»

5

1.

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков

1

Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах кубанских казаков

2.

1

Организовать мастер-класс

3.

Казачий военный костюм

1

Выполнить иллюстрацию

4.

Оружие казака

1

Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию

5.

Награды

1

Выполнить макет

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

4

1.

Казак без веры – не казак

1

Расширить представления о вероисповедании казаков

2.

Заповеди Божьи

1

Составление памятки

3.

Православные храмы Кубани и России

1

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани и России

4.

Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю

1

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

11

1.

Лента времени

1

Составить ленту времени

2.

Основные памятные даты

1

Подготовить сообщение

3.

Героизм кубанских казаков

1

Виртуальная экскурсия

4.

Кубанское казачье войско в наши дни

1

Встреча с казаками-наставниками

5.

Управление Кубанским казачьим войском

1

Встреча с казаками-наставниками

6.

Несение казаками службы в наше время

1

Встреча с казаками-наставниками

7.

Охрана порядка

1

8.

Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы

1

Подготовить подборку газетных статей

9.

Выдающиеся казаки Кубани

1

Подготовить презентацию

10.

Памятники и музеи

1

Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям

11.

Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска

1

Составление и защита проекта

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Казачья семья в современной жизни

1

Составление и защита проекта

2.

История семьи в истории родной Кубани

1

Подготовить сообщение

3.

Сохранение и преумножение семейных традиций

1

Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций

4.

Обрядовый фольклор кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

Кубанский казачий хор

1

Познакомиться с творчеством Кубанского казачьего хора


Муниципальное образование Белореченский район п.Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

Председатель педсовета

С.С.Назаров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

Кружок «Традиции кубанского казачества»

Ступень обучения (класс) 4 класс

Срок реализации программы: 1 года

Количество часов 68

Учитель Исаева Татьяна Сергеевна

Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества/ Адм. Краснодар. Края, Департамент по казачества, Кубан. Казачье войско, Краснодар. Краевой институт доп. проф. пед. образования.- Краснодар: Традиция, 2009.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества/ Адм. Краснодар. Края, Департамент по казачества, Кубан. Казачье войско, Краснодар. Краевой институт доп. проф. пед. образования.- Краснодар: Традиция, 2009.

Образовательная программа «Традиции ку​банского казачества» предназначена для детей, обу​чающихся в начальных классах. Образовательная программа по истории и культу​ре кубанского казачества может рассматриваться как самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ​ной культуры кубанского казачества.

Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

Знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида​ми труда;

Ознакомление с основными историческими вехами ку​банского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

Воспитание учащихся патриотами, активными граж​данами Кубани;

Привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

Развитие творческих способностей детей;

Формирование у учащихся интереса к исследователь​ской работе.

Особенностью построения данной программы являет​ся то, что в течение 1-х лет обучения выделяет​ся шесть основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «Традиции казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубан​ского казачества», «Основные памятные даты и знаме​нательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятель​но выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в зависимости от: социально-культурных особенностей своего образовательного учреждения; исторических, культурных событий, происходящих в Краснодарском крае; собственных профессиональных интересов.

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Программа рассчитана на 1 год с проведением занятий 2 раз в неделю, в 4классе. Всего68часов. Учебный курс реализуется на занятиях внеурочной деятельности.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-экс​курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие- творческий портрет, занятие-праздник. Особенно при​ветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной програм​ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения на​целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвёртого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель​ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых заня​тий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий и т. п.

В результате реализации данной программы планиру​ется формирование у учащихся ключевых компетенции.

2. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения программы

Личностные УУД:

Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД :

Различать способ и результат действия;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога;

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности, находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе интернете;

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему мнению;

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметные УУД:

Различные фольклорные формы кубанского казачества;

Особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

Структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Учащиеся получат возможность научится:

Использовать, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

Реконструировать основные праздничные обряды;

Рассказывать о своём казачьем роде;

Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

4-й год обучения (68 часов)

Вводное занятие

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. Традиции казачьей семьи

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание маль​чиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских каза​ков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Изготовление изделий декоративно-прикладного ис​кусства своими руками:

Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

Основные техники работы с материалом;

Последовательность этапов изготовления изделия;

Презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 6. Православие и казачество

«Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе». Православные праздники.

4.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

4 класс

п/п

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

Презентация, выставка рисунков учащихся

Раздел 1.Традиционная культура кубанских казаков

Подбор пословиц и поговорок, сказок, легенд кубанского народа, презентация, диски с песнями. Сборник игр

Раздел 2.Традиции казачьей семьи

Презентация, мини-доклады учащихся

Раздел 3.Труд и быт казаков на Кубани

Презентация. Макеты жилищ, презентация, мини-доклады учащихся

Презентация, выставка работ кубанских умельцев

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Презентация

5. Список учебно- методического обеспечения учебно-воспитательного процесса используемый во внеурочной деятельности следующего кружка: "Традиции Кубанского казачества"

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

Список литературы для педагога:

1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993.

3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные осо​бенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992

5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и вре​мени. Краснодар, 2006.

6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и риту​ал // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспек​ты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе цен​ностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды ку​банского казачества. Краснодар, 2003.

10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.

11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского ка​зачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.

12. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этногра​фический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед" 90. Ежегодник. Краснодар, 1990.

13. Борисова О.Г. Кубанские говоры: материалы к слова​рю. Краснодар, 2005.

14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966.

15. Волкострел Т.М. Отражение православия в послови​цах восточнославянского населения Кубани // Право​славие, традиционная культура, просвещение. Крас​нодар, 2000.

16. Волкоспгрел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты) // Освоение Ку​бани казачеством: вопросы истории и культуры. Крас​нодар, 2002.

17. Воронин В. В. Повседневный застольный этикет ку​банских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.

18. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Пер​вый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005. Вып. 2.

19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянско​го населения Кубани. Краснодар, 1999.

20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М., 1987.

Список литературы для учащихся

1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002.

2. Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В.В. Воронин. Краснодар, 2001.

4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.

5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Теория

практика

Вводное занятие

Личностные УУД:

Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога);

Краткое знакомство с программой на учебный год.

Традиционная культура кубанских казаков

Личностные УУД:

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Коммуникативные УУД:

Средством формирования этих действий служит работа в группах.

Предметные УУД:

Основные ремёсла, технологические особенности изготовления отдельных изделий;

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков.

Зимние святки, колядки, щедровки.

Масленица.

Весенние хороводы.

Иван Купала.

Традиции казачьей семьи

Личностные УУД:

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

Регулятивные УУД:

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему;

Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других людей;

Предметные УУД:

Уклад жизни, особенности числового состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

Историю своей казачьей семьи;

Казачья семья в современном мире.

Отношение к семье на Кубани.

Ребёнок в казачьей семье.

Воспитание маль​чиков.

Воспитание девочек.

Сохранение и приумножение семейных традиций.

Сохранение и приумножение семейных реликвий.

Труд и быт казаков на Кубани

Личностные УУД:

Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

Познавательные УУД:

Устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД :

Основные ремёсла, технологические особенности изготовления отдельных изделий;

Традиционные ремёсла кубанских каза​ков.

Традиционные промыслы кубанских каза​ков.

Традиционная одежда.

Казачья станица, двор, дом.

Уклад жизни казачьей семьи.

Декоративно-прикладное искусство

Личностные УУД:

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Регулятивные УУД:

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений;

Познавательные УУД:

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Предметные УУД:

Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими кубанскому казачеству.

Сбор и подготовка материалов

Изготовление изделий своими руками: основные техники работы с материалом

Изготовление изделий своими руками: последовательность этапов изготовления изделия;

Изготовление изделий своими руками:

презентация творческих работ.

Памятники истории кубанского казачества

Личностные УУД:

Адекватного понимания причин успешности / неуспешности деятельности;

Регулятивные УУД:

Высказывать свою версию разрешения проблемы;

Познавательные УУД: - находить и использовать учебную литературу, энциклопедии

Коммуникативные УУД:

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения;

Предметные УУД:

Основные памятные сооружения, связанные с историческими событиями кубанского казачества;

Увековечение памяти выдающихся деятелей культуры.

Памятники и музеи.

Православие и казачество

Личностные УУД -способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства; Регулятивные УУД:

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;

Познавательные УУД - основы духовной жизни кубанских казаков;

«Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе».

Православные праздники.

Подведение итогов

Личностные УУД установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

Регулятивные УУД: -определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Коммуникативные УУД: -контролировать действия партнёра;

Предметные УУД: -структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Выставка работ учащихся.

Итого:

Программа разработана на основе региональной образовательной «Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству кубанского казачества» (Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2009), автор-составитель Бондарь Н. И. и др. Образовательная программа дополнительного образования детей допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающим людям осознавать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой цели в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Данная общеобразовательная программа разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшие составляющие – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда, и декоративно-прикладное творчество.

Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов.

Цели данной программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа, определение необходимых условий для практического освоения подлинно народной традиции и народного декоративно-прикладного искусства, для формирования качества личности, свойственных носителю традиционного сознания Кубанского казачества и освоения системы его ценностей.

Задачи, решаемые данной программой:

  • сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  • составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  • раскрыть истоки народного искусства, показать осмысление народной традиции и её роль в жизни человека и общества;
  • помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;
  • научить их практическому опыту освоения народного декоративно-прикладного и фольклорного искусства;
  • развивать интерес учащихся к научно- исследовательской деятельности;
  • научить их выполнению различных видов изделий народного декоративно-прикладного искусства и применение их в быту;
  • привить учащимся любовь к родному краю, народному искусству.
  • развивать творческие способности детей.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

Особенностью данной программы является то, что осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-творческий проект, занятие-праздник, занятие-концерт. Особенно приветствуются выездные занятия на концерты творческих коллективов, выставки и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем. Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные Внеаудиторные
I год обучения
Вводное занятие. 1 1
1 4
Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье. Образы колыбельных песен. 1 1
Потешки: образный строй. Роль потешек в процессе воспитания ребёнка. 2 1 1
Практическая работа . Разучивание колыбельных песен. 1 1
2 Работа с природными материалами 10 Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество
Плетение из природных материалов. Экскурсия в районный музей. 2 2
Техника безопасности; основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски» 2 2
Виды плетения; прямое плетение «рогожка». Проведение викторины. 3 2 1
Закрепление приема плетения «полоски» (лента). Творческая работа. Выставка работ учащихся. 3 2 1
3 Традиционные ремёсла казаков. Художественная вышивка 6 Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество
Вводное занятие. Знакомство с изделиями народных мастеров. Экскурсия в музей. 2 2
Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». 2 2
Выполнение изделия (салфетка) в технике швов «вперед иголку», обработка края мережкой «снопик» 2 2
4 Дети и фольклор 10 Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество
Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. 3 1 2
Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. 2 2
Песня и припевка как часть игры. 1 1
Игровые и хороводные песни. 1 1
Практическая работа. Игровая викторина 2 2
Сущность жанра сказки. Практическая работа . Чтение сказок кубанских казаков. 1 1
Итоговые занятия. 2
Праздник игрового фольклора. 1
Ярмарка-выставка поделок обучающихся. Оформление портфолио. 1
Итого 33 14 19

Вводное занятие. Кубанское казачество и его культура. (1час).

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры».

Раздел 1. Дети в традиционной культуре казаков. (4часа)

Понятие «казачья семья». Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки.

Раздел 2. Традиционные ремёсла казаков. Работа с природными материалами. (10часов).

Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы. Знакомство с изделиями народных умельцев. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Основные свойства материала: пластичность, мягкость, простота в обработке, доступность. Плетение из природных материалов. Основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски». Виды плетения; прямое плетение «рогожка». Закрепление приема плетения «полоски» (лента).

Раздел 3. Традиционные ремёсла казаков. Художественная вышивка. (6часов).

Знакомство с народной вышивкой Кубани и России. Назначение вышитых изделий. Виды орнаментов, применяемых в вышивке. Знакомство с изделиями народных мастеров. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». Выполнение изделия (салфетка) в технике швов «вперед иголку», обработка края мережкой «снопик».

Раздел 4. Дети и фольклор (10часов)

Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. Песня и припевка как часть игры. Игровые и хороводные песни. Сущность жанра сказки. Сказки кубанских казаков.

Итоговые занятия. (2 часа).

Праздник игрового фольклора. Ярмарка-выставка поделок обучающихся.

Предполагаемые результаты реализации программы:

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать :

— виды вышивок, назначение вышитых изделий, виды орнаментов, применяемых в вышивке;

— особенности технических приемов вышивки, используемых мастером;

правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

— цветовую гамму в вышивке Кубанского казачества;

— природные материалы, используемые в плетении;

— основные свойства и способ подготовки материала-соломки;

— приём плетения «полоска» из соломки;

— колыбельные песни и их характеристики;

— игру в традиционной культуре кубанских казаков;

— считалки, дразнилки, игровые припевки;

— сказки кубанских казаков, их особенности.

Уметь:

— выполнить образец вышивки швами «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;

выполнить мережки «кисточка», «колышек», «раскол»;

— выполнить вышивку салфетки с использованием эскиза орнамента;

— подготовить материал-соломку к плетению;

— выполнить приём плетения соломкой «полоска»;

— исполнять колыбельные песни и потешки;

— играть в игры кубанских казаков;

— исполнять дразнилки, считалки, заклички;

— исполнять хороводные песни;

— подготовить традиционную постановку по сказкам кубанских казаков.

Личностные: у учащихся будут сформированы:

— основа художественно – творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества.

Метапредметные: обучающийся научится:

— планировать свои действия

— адекватно воспринимать оценку учителя

— различать способ и результат действия

— принимать и сохранять учебно – творческую задачу

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебно – творческой задачи

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

— проводить сравнение объектов

— проводить наблюдения и эксперементы

— развивать воображение

— расширить знания, познакомиться с новыми технологиями

— создавать практичные изделия

— совершенствовать навыки трудовой деятельности

— сформировать навыки работы с информацией

Формы и виды контроля

Вид контроля — вводный, текущий, итоговый.

Форма контрол я практическая работа, собеседование, опрос, выставка, концерт, конкурс, выставка-ярмарка, анкетирование, отчетные мероприятия в конце года о проделанной работе; соревнования юных казачат; пополнение портфолио.

Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Богатая культура российского казачества, в том числе казаче­ства кубанского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно­-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изу­чение истории и культуры казачества является важной состав­ляющей воспитания и образования молодежи Кубани: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформиро­вать достойное современное общество.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, активно уча­ствовать в возрождении и обновлении прогрессивных культур­ных традиций казаков Кубани.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

2. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2.

3. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

4. Бондарь Н. И. Воины и хлебеоробы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) //Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

5. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

6. Бондарь Н. И. Святой угол // Народное творчество. 1998. №2.

7. Варавва И. Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966.

8. Волкострел Т. М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты) // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

9. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005, Вып. 2.

10. Заградская С. Свадьба кубанский казаков // Играем свадьбу. М., 1987.

11. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997, Т. 1-2.

12. Захарченко В. Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002, Вып.1.

13. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар, 2001.

14. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар 1995.

15. Мир детства и традиционная культура. М., 1996.

17. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост. Л. Б. Мартыненко. Краснодар, 1993.

18. Фетисова А. Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999.

19. Фролов Б. Е. оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.

20. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993.

21. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.

Д
2 Печатные пособия
Портрет Екатерины Великой.

Портреты знаменитых казаков.

Д
3 Технические средства обучения
Классная доска.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Д
4 Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи.

Видеофильмы.

Д
5 Игры и игрушки
Атрибуты кубанских костюмов.

Куклы-казаки.

Д
6 Оборудование класса
Ученические столы 2-местные с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

К

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ____.08.2012 года

Председатель педсовета

Н.П.Петрова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная

(тип программы: комплексная/тематическая)

кружка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Традиционная культура

кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст участников: 7-10 лет

Учитель: Бондаренко Инна Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009

2016г

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории и культуре кубанского казачества в 1 – 4 классах составлена на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа «Традиционная культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения , каждый год обучения состоит из 36 учебных часов , на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используется для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Уметь/ применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

II. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Приводить примеры

Итого часов:

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Познакомиться с задачами кружка.

Осознавать национальную принадлежность.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Знакомиться с фольклором кубанских казаков.

Труд и быт казаков на Кубани.

Называть предметы быта казаков.

Приводить примеры

видов труда по своему району.

Декоративно-прикладное искусство.

Называть виды народного творчества нашей местности.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Итого часов:

Учебно-тематический план 3-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Познакомиться с задачами кружка.

Осознавать национальную принадлежность.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Знакомиться с фольклором кубанских казаков.

Труд и быт казаков на Кубани.

Называть предметы быта казаков.

Приводить примеры

видов труда по своему району.

Декоративно-прикладное искусство.

Называть виды народного творчества нашей местности.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Итого часов:

Учебно-тематический план 4-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Познакомиться с задачами кружка.

Осознавать национальную принадлежность.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Знакомиться с фольклором кубанских казаков.

Труд и быт казаков на Кубани.

Называть предметы быта казаков.

Приводить примеры

видов труда по своему району.

Декоративно-прикладное искусство.

Называть виды народного творчества нашей местности.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Итого часов:

III. Содержание программы

1 год обучения (33 часа).

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

2 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.

3 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:

Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

Основные техники работы с материалом;

Последовательность этапов изготовления изделия;

Презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом.

4 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:

Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

Основные техники работы с материалом;

Последовательность этапов изготовления изделия;

Презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.

4. Предполагаемые результаты реализации программы .

Воспитательные

результаты

Приобретение школьником социальных

знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни /1 уровень/

Формирование

позитивного

отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной

реальности в целом

/2 уровень/

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Традиционная культура кубанского казачества

  • определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества;
  • знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника;
  • понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков;
  • знать основные памятные сооружения в Крымском районе;
  • выполнять элементы народных поделок, присущие традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
  • объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
  • уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • реконструировать основные праздничные обряды;
  • выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • уметь рассказать о своём казачьем роде.
  • инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков;
  • исполнять основы духовной жизни кубанских казаков;
  • выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского казачества;
  • выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

Формы и виды контроля

Примерные формы и виды контроля

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

Традиционная культура кубанских казаков.

Вводный, текущий, итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

Знание различных фольклорных форм

кубанского казачества;

Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

  • умение исполнять, демонстрировать

различные фольклорные формы кубанского

Казачества;

  • умение реконструировать основные

Праздничные обряды.

Труд и быт казаков на Кубани.

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»

  • Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий

Декоративно-прикладное искусство.

Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

  • Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий;
  • выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  • Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей.
  • В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности.
  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
  • Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.

7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

А) список литературы для педагога

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
  10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
  11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
  12. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
  13. Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
  14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
  15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  16. Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  17. Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  18. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
  19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
  22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
  23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
  24. Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
  26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
  27. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
  28. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
  29. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
  30. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
  31. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
  32. Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
  33. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
  34. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
  35. Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
  36. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  37. Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
  38. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  39. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.

б) список литературы для учащихся

  1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
  2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
  5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

В) технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

г) экранно – тематические пособия

Презентации, диски песен.


Загрузка...